Трансстоличный маршрут

Сегодня трасса Москва-Санкт-Петербург является самым загруженным и высококонкурентным направлением перевозок в России. Частота рейсов, которая в летний период превышает 40 в день, соответствует показателям перевозок между крупнейшими европейскими центрами, а среди авиакомпаний, работающих на данном направлении с 2007 г., представлены все крупнейшие перевозчики России. Объем перевозок на маршруте в оба конца приближается к 3 млн пасс. в год.


Феномен трассы Москва-Петербург — явление, характерное лишь для последних лет развития воздушного транспорта в России. Очередной исторический пик на этом направлении пришелся на 2007 г. Общепринятая практика сравнения современных объемов перевозок с показателями советского периода в данном случае оказывается исключением из правил — в 60-80-е гг. частота рейсов Москва-Ленинград варьировалась в пределах 9-11 полетов в одном направлении в день при условии, что дефицит билетов на данном направлении был явлением крайне редким. В 60-е гг. рейсы преимущественно выполнялись на самолетах Ту-104Б, в 70-80-е — на Ту-134 и Ту-154. Полеты, за редким исключением, выполнялись из аэропорта Шереметьево (до начала 90-х существовал один рейс в неделю из Внуково на Ил-18). Традиционно в общем объеме перевозок между столицами авиационный транспорт значительно уступал железнодорожному.
Ситуация не претерпела существенных изменений в 90-е гг., хотя и характерного для большинства направлений спада на маршруте не последовало. Вместе с тем спрос на перевозку в значительной степени перераспределился в пользу потребителей из Санкт-Петербурга — именно они с начала 90-х стали определять ситуацию на этом локальном рынке.
Сегодня ключевые внешние рыночные факторы, определяющие высокий спрос на данном маршруте, следующие:

  • Возросшая деловая активность. Связь между двумя крупнейшими деловыми центрами в стране, очевидно, является залогом стабильного и долгосрочного спроса на широкий спектр авиатранспортных услуг. Во многом этому способствует повышение политического статуса Санкт-Петербурга.
  • Приток в Москву рабочей силы из Северной столицы. По экспертным оценкам, в Москве работает до 300 тыс. выходцев из Санкт-Петербурга. Причем основная масса специалистов, вопреки расхожему мнению, работает не в органах государственной власти, а в частном секторе. Это обстоятельство вызвано спецификой рынка труда Питера: существующее избыточное предложение квалифицированной рабочей силы не встречает достаточного качественного спроса — зарплаты и перспективы карьерного роста по-прежнему проигрывают рынку труда Москвы, и разрыв, хотя и существует тенденция к сближению, в целом сохраняется. По этой причине большинство «московских питерцев» относится к категории высокооплачиваемых специалистов, но в то же время не утрачивает связи с Петербургом, переезжая на работу в Москву.
  • Рост доходов населения. Количество людей, совершающих поездки по личной необходимости (образование, поиск работы, поездки к родственникам и друзьям), приводит к увеличению транзитного потока на Петербург через Москву.
  • Развитие туризма. Разница в ценах на товары и услуги между городами в 90-е гг. активно стимулировала рост туризма в Северную столицу со стороны москвичей. Сегодня цены во многом нивелировались, однако общая тенденция к туризму выходного дня сохраняется. Ощутимую роль при формировании спроса играет и международный туризм — практика посещения туристическими группами обеих российских столиц в летнюю навигацию обеспечивает устойчивый спрос в обоих направлениях.