«Клиенты находят нас сами»

Уже скоро три года, как NetJets Europe — европейское подразделение американской компании NetJets, специализирующейся на схемах долевого владения, — начала экспансию на российский рынок. О том, как сегодня идут дела у компании в России, рассказывает вице-президент NetJets Europe по России Василий ПАСЕЧНИК.

АТО: Какие самолеты сегодня предлагает NetJets Europe на российском рынке и какие из этих типов пользуются наибольшей популярностью у отечественных клиентов?
В. П.:
В настоящее время в нашем европейском парке представлены самолеты трех классов: light, midsize и long-range / ultra long-range. В классе light мы предлагаем семиместные Cessna Citiation Bravo и Raytheon Hawker 400XP. Обе модели пользуются спросом в основном у европейских покупателей для путешествий внутри Старого Света — дальности полета этих самолетов недостаточно для беспосадочного перелета из Москвы в Европу. Но при этом некоторые из наших покупателей на Украине выбирают данный тип самолета, поскольку, например, из Киева они могут долететь до Франкфурта.

Класс самолета

Тип самолета

Вместимость в компоновке NetJets, пасс.

Обслуживание со стюардессой

Модельный ряд NetJets Europe

Light
Cessna Citiation Bravo

7

Нет

Hawker 400XP

7

Нет

Midsize
Cessna Citation Excel

7

Нет

Hawker 800XP и 800XPS

Две конфигурации:
на 6 и на 8* пасс.

Нет

Long-range /
ultra long-range
Falcon 2000EX

10

Да

Gulfstream IV, V и G550

14

Да

BBJ

18

Да

* В салоне установлен диван, который сертифицирован как три пассажирских места. Источник: NetJets Europe.

Российские клиенты летают по Европе преимущественно на самолетах класса midsize. В нашем парке в этой категории представлены семиместные Cessna Citation Excel и Raytheon Hawker 800XP, которые имеют практически одинаковый по размерам пассажирский салон, но у Hawker 800XP дальность полета почти на 1 тыс. км больше. И это как раз объясняет, почему лучше всего в России продается именно Hawker 800XP. К тому же 800XP отличается одним из самых больших межремонтных ресурсов в своем классе и у него хорошая статистика отказов. Мы считаем, что Hawker 800XP оптимально подходит для полетов из России в Европу по маршрутам продолжительностью до 5,5 ч.
Для дальних перелетов российские клиенты выбирают 10-местные Falcon 2000EX либо рассчитанные на 14 пассажиров Gulfstream IV и V. В основном это перелеты по экзотическим направлениям, например в Африку, страны Карибского бассейна, на Сейшельские острова, Мальдивы. На российском рынке четко прослеживается тяга к машинам большой дальности, на которых можно выполнить полет без посадки, — причем вопрос цены такого самолета отходит на второй план. Именно поэтому новинка NetJets — Gulfstream 550 — пользуется значительным спросом у российских покупателей. В июле наша компания получила четвертый самолет данного типа, и его значительная доля была куплена российскими клиентами.
В этом сегменте в Москве хорошо покупают и самолеты Falcon 2000EX, пополнять парк которыми NetJets Europe стала относительно недавно. Дальность полета модификации 2000EX на 1,5 тыс. км больше, чем у Falcon 2000, поэтому 2000EX переместился из сегмента long-range в ultra long-range. С одной посадкой на этом самолете можно долететь в большинство пунктов назначения, в частности из Москвы в города США. При этом Falcon 2000EX наша компания считает самым оптимальным выбором в классе ultra long-range: он имеет большую дальность полета и комфортабельную кабину, его аэродинамические характеристики позволяют взлетать и садиться на короткие ВПП, а уровень шума ниже, чем у его "одноклассника" Bombardier Challenger 604.
Через NetJets Europe можно заказать и самолеты BBJ, рассчитанные на 18 мест. Они базируются в США и прилетают в Россию только под чартерные заказы. Дело в том, что NetJets не продает доли на эти самолеты. В собственности компании NetJets есть также три Falcon 900, которые используются либо для оперативной "подмены" занятых Falcon 2000EX, либо для выполнения беспосадочных перелетов на большие расстояния, например из Алматы в Лондон.
АТО: А сколько российских клиентов у NetJets Europe сегодня, и как быстро растет клиентская база?
В. П.:
По состоянию на конец июля в долевых программах NetJets участвовало 60 клиентов в России. Практически все они живут и работают в Москве и Санкт-Петербурге. Еще десять клиентов у нас есть на Украине, появились первые покупатели в Казахстане. Темпы прироста клиентской базы в России впечатляют — более 50% в год. Если прошлый год мы начинали с 30 клиентами, то сегодня их уже более 60, а завершить 2006 г. компания рассчитывает с 80 покупателями.
Стандартная доля, которую приобретают российские покупатели, — 1/8 самолета (стоит такая доля 1,6 млн долл.). На практике это означает, что собственник может летать на самолете 100 ч в год. Например, владелец 1/8 самолета Hawker 800XP летает, как правило, один раз в месяц. Средняя продолжительность путешествия на лайнере данного класса составляет 8 ч в оба конца (перелет из Москвы в Ниццу и обратно).
АТО: Насколько нам известно, NetJets включила в свою европейскую зону несколько городов России и стран СНГ — для клиента это означает, что он не должен платить за подачу самолета в эти пункты назначения и за его возможный простой. Какие именно города входят в данную зону?
В. П.:
Сегодня на территории бывшего СССР в европейскую зону входят Москва, Санкт-Петербург, Киев и Минск. Долевые собственники, решившие выполнить рейс из этих пунктов назначения, должны запрашивать самолет за 24 ч до вылета. При этом мы довольно гибко подходим к пожеланиям клиентов. Например, у нас есть клиент, которому нужно часто летать в Европу из Витебска, и для него мы включили этот город в европейскую зону.
АТО: А к каким еще расходам должен быть готов покупатель?
В. П.:
Помимо стоимости собственно доли участник программы долевого владения оплачивает ежемесячные расходы по управлению воздушным судном. Сюда входят расходы на содержание летного персонала, оплата ангарной стоянки и наземного обслуживания, страховка. А еще разовые расходы по оплате летного часа (авиатопливо, аэропортовые сборы). Правда все эти траты суммируются и фиксируются на пять лет вперед. Нужно отметить, что NetJets берет на себя часть аэропортовых сборов: эта доля рассчитывается на основе среднеевропейских тарифов на обслуживание, однако из-за того что в России аэропортовые сборы выше, их часть ложится на клиента.
АТО: Есть ли сдерживающие факторы, которые мешают продажам в России и СНГ?
В. П.:
Сегодня рост клиентской базы сдерживается в первую очередь количеством доступных дальнемагистральных самолетов — нам их просто-напросто не хватает. Эти машины достаточно дороги, сроки поставок расписаны на несколько лет вперед. Поэтому то, что мы вводим в эксплуатацию сегодня, было заказано несколько лет назад. А тогда никто и подумать не мог, что спрос будет расти столь быстро и так же значительно будет увеличиваться стоимость самолетов. Например, цена Embraer Legacy за последние два года возросла с 18 млн до 26 млн долл., Gulfstream 550 — c 42 млн до 46 млн долл. Спрос на дальнемагистральную технику настолько поднялся, что сегодня мы уже продаем те машины, которые получим только в декабре. В сегменте midsize и light такого ажиотажа нет, хотя и здесь продажи идут хорошо.
АТО: Как же вы ищите клиентов? Неужели у кого-то из крупных российских предпринимателей все еще нет собственного самолета?
В. П.:
Большая часть наших покупателей приходит по рекомендациям знакомых. Как это ни странно, клиенты сами нас находят — многих из них мы не могли бы выявить самостоятельно, используя такие открытые источники, как, например, рейтинги самых богатых россиян. К тому же российская экономика сегодня переживает подъем, а значит, людей, которые могут себе позволить заказать VIP-чартер или купить долю в самолете, становится все больше.
АТО: На Западе одной из причин развития деловой авиации стало стремление крупных корпораций использовать бизнес-самолеты для деловых поездок топ-менеджеров. Среди ваших клиентов в России сегодня в основном "частники" или уже появились и крупные компании?
В. П.:
В структуре выполняемых полетов соотношение между полетами "на отдых" и "по делу" составляет 50/50. Пока что клиентскую базу в России формируют преимущественно владельцы собственных корпораций, то есть не нанятые менеджеры-управленцы, а именно акционеры. Хотя уже есть клиенты из числа наемных менеджеров, которым их российские компании оплачивают перелеты.
АТО: А какова среднестатистическая загрузка рейса NetJets из России?
В. П.:
Как правило, это два-три человека — как для самолетов типа Hawker 800XP, так и для дальнемагистральных Gulfstream V и Falcon 2000. Российские клиенты выбирают самолет не по его максимальной вместимости, а с учетом дальности его полета и просторности кабины.
АТО: Учитывая, что активность деловой авиации в России сосредоточена в Москве, интересно, в какие московские аэропорты предпочитают летать ваши клиенты?
В. П.:
До недавнего времени одна половина пассажиров предпочитала летать во Внуково, другая — в Шереметьево. Сейчас практически все летают во Внуково, хотя некоторая часть полетов по-прежнему выполняется в Шереметьево. Наша компания плотно сотрудничает с администрацией Шереметьево, поэтому даже во время реконструкции ВПП аэропорт идет навстречу NetJets и выделяет удобные слоты. Что касается Домодедово, то по причине удаленности этого аэропорта от Москвы наши клиенты предпочитают им не пользоваться.

Читайте также  Авиаоператор Uzbekistan Airways выставил на продажу 18 старых самолетов