Хорошего понемногу

В соответствии с резолюцией Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) авиакомпании мира готовятся к полному переходу к концу 2007 г. на электронное оформление перевозочных документов. Многие из авиакомпаний, в первую очередь международные сетевые перевозчики, уже внедрили технологию электронного билета и постепенно переводят на нее все большую долю продаж, осуществляемых в том числе через свои зарубежные офисы.
Редакция АТО провела опрос в представительствах большинства иностранных авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы из Москвы, о практике использования электронных билетов в России и онлайн-продаж на ее территории.
Как видно из приведенных ниже ответов, даже те перевозчики, которые при продажах в нашей стране применяют новую технологию, вынуждены использовать компромиссные решения и ограничивать масштабы реализации электронных билетов продажами через собственные офисы. Из-за особенностей отечественного законодательства им все равно в той или иной форме приходится заниматься выпуском неких бумажных аналогов билета, необходимых в России в первую очередь для бухгалтерского учета. Таким образом, частично теряется одно из основных преимуществ внедряемой безбумажной технологии — экономия времени и трудозатрат на оформление перевозки.

British Airways
В настоящее время английский перевозчик использует электронные билеты только на маршруте Москва-Лондон. Помимо российской столицы BA выполняет рейсы в Санкт-Петербург и Екатеринбург, но аэропорты на двух последних направлениях пока технологически не готовы для работы с электронными билетами, объяснила корреспонденту АТО Карина Курмаева, менеджер по прямым продажам BA в России. Технологически покупка электронного билета в ВА выглядит следующим образом. Забронировать перевозку можно тремя традиционными способами: через сайт, позвонив в офис авиакомпании либо придя туда лично. А вот выкупать электронный билет — неважно, за наличные или с помощью кредитной карты — до последнего времени большинству пассажиров приходилось непосредственно в офисе авиакомпании. Оплатить его кредиткой через Интернет или по телефону до 30 июня можно было только в том случае, если путешественник участвовал в программе поощрения часто летающих пассажиров Executive Club (причем он должен был владеть карточкой Gold или Silver, то есть обладать довольно-таки высоким статусом в этой программе). Так British Airways пыталась обезопасить себя от махинаций с кредитными картами.
С 30 июня на веб-сайте авиакомпании стала возможной оплата кредиткой и билета на московском направлении. К оплате принимаются основные типы кредитных карт за исключением Visa Electron и Cirrius Maestro. Если пассажир приобретает перевозку таким способом, ему больше не нужно посещать офис авиакомпании. Кроме того, необходимость заходить в представительство BA отпадает и тогда, когда билет оплачивается банковским переводом либо условия тарифа разрешают оплатить его непосредственно в аэропорту вылета. По словам г-жи Курмаевой, если для отчетности пассажиру нужен документ, подтверждающий факт покупки электронного билета, ему могут бесплатно распечатать подобие билета с магнитной полосой стандарта ATB (хотя в других странах BA ввела за эту услугу дополнительный сервисный сбор).
Как считают в British Airways, сегодня из всех выпускаемых авиакомпанией в России билетов лишь 2,6% могут быть электронными: во-первых, они выписываются только на маршруте из Москвы, а во-вторых, все партнерские агентства в нашей стране способны выпускать исключительно бумажные перевозочные документы. Заметим, что электронные билеты пользуются у пассажиров спросом — практически весь лимит по ним был выбран (табл. 1). Впрочем, такая популярность электронных билетов, возможно, связана с необходимостью доплаты 15 долл. за бланк документа и его обработку в случае, когда пассажир требует бумажный билет на тот маршрут, на который может быть выписан электронный.